Лев и подкова
В последнее время Рига переживает настоящий туристический бум – каждый год для гостей города открывают свои двери всё новые и новые гостиницы. Возможно, в скором времени небольшой отель откроется и в здании на улице Калькю, 20. Его можно смело назвать «Лев и подкова» (помните трактир «Лев и кастрюля» из музыкальной комедии «Табачный капитан»?!). Именно эти два символа сыграли в жизни этого дома решающую роль.
Дом на Калькю, 20 сегодня
Здание на Калькю, 20 одно из самых старых в этом районе, оно появилось здесь ещё в шведские времена, в конце XVII века. Когда уже в наши дни обследовали стены здания, то обнаружили, что они сложены из больших камней, пролежавших на дне реки, скорее всего Даугавы. Когда-то это здание было трёхэтажным, но в 1913 году к нему добавили ещё два этажа и высокую мансарду, так здание получило свой современный вид. От первоначального оформления фасада сохранился красивый входной портал, который венчает небольшой картуш с надписью на немецком языке «Почитание единого Господа Бога есть наша единственная слава». Скорее всего, первый владелец здания, оставшийся неизвестным, был весьма набожным человеком и хотел таким образом защитить свое добро и домочадцев.
Портал на Калькю, 20
Другой фасадный рельеф, который никак нельзя просмотреть, – изображение льва. Это напоминание о том, что когда-то в этом здании находилась «Львиная аптека» – одна из самых старых аптек города. Её основателем сталл представитель известной рижской семьи учёных Беньямин Фишер. Он родился в Любеке в 1653 году, получил образование в городе Лейден и приехал в Ригу по приглашению своего старшего брата Иоганна Фишера, который был лифляндским суперинтендентом, т.е. верховным церковным служащим. В Риге в 1691 году Фишер открыл свою аптеку, в связи с чем против него ополчились все городские аптекари тех лет, но он смог получить концессию самого шведского короля Карла XI и право назвать свою аптеку Королевской.
Иоганн Бернхард Фишер
Самым знаменитым представителем династии Фишеров был Иоганн Бернхард, старший сын основателя аптеки Беньямина Фишера. Он родился в Риге и вместе с отцом в двухлетнем возрасте переехал в Ригу. Иоганн Бернхард получил блестящее медицинское образование в Йене и Лейпциге, лучших университетах того времени. Курляндская герцогиня Анна консультировалась у Фишера, а когда стала российской императрицей, то пригласила талантливого врача в Санкт-Петербург. Фишер был также врачом малолетнего императора Иоанна Антоновича и после государственного переворота Елизаветы Петровны он предпочёл оставить столицу и вернуться в Ригу, где занялся теоретической работой по медицине и сельскому хозяйству. Только вот дела отцовской аптеки его не интересовали.
Дом, где находилась «Королевская аптека»
Королевская аптека располагалась в принадлежавшем семье Фишеров доме, который находился на улице Шкюню недалеко от перекрёстка с Тиргоню. После смерти Беньямина Фишера аптекой управляла его вдова. Затем, в 1701 году, она вышла замуж за Конрада Рудольфа Герца и передала бразды правления ему. Увы, но и его век оказался недолгим, и через четыре года Катарина во второй раз осталась управлять аптекой одна. Долгих двадцать лет ждала она, когда её младший сын Якоб получит образование и сможет перенять отцовское дело. Приверженец строгих традиций Якоб сам вёл дела аптеки, а когда серьёзно заболел, то распорядился переписать всё имущество на свою жену и маленького сына.
Последним владельцем аптеки из династии Фишеров стал внук основателя Якоб Беньямин Фишер. Фармацевтика мало интересовала его, и он практически не следил за делами семейного предприятия. Зато он увлекался ботаникой и издал книгу «Попытка Лифляндского природоведения», в которой он подробно описал природу и животный мир Лифляндской губернии, при этом он позаботился о том, чтобы в книге были упомянуты и латышские названия растений и зверей. Это было первое подобное издание в прибалтийских губерниях.
Усадьба Фишеров близ Риги
Следующим владельцем аптеки стал Иоганн Кристоф Тойбелер, это был весьма незаурядный человек. Родился в Риге в семье городского хирурга, после окончания школы он отправился в Берлин на учёбу, но спустя два года бросил всё и поступил простым солдатом во французскую армию. Затем вновь вернулся к медицине и с лёгкостью получил титул доктора медицины в университете города Галле. В 1750 году он вернулся в Ригу и через некоторое время купил у Фишеров их «Королевскую аптеку».
Но работа рядовым городским аптекарем вскоре наскучила Тойбелеру и он, оставив вести дела своему провизору, стал первым рижским городским врачом. По городу он расхаживал в длинном красном плаще с небольшой чёрной треуголкой на голове. Так он хотел походить на знаменитого античного врача и аптекаря Клавдия Галлена. Он очень гордился тем, что является старейшим городским врачом и вёл довольно расточительный образ жизни. Так что после его смерти аптеку пришлось продать, чтобы погасить долги экстравагантного врача.
Аптека в XVIII веке. Реконструкция в рижском Музее медицины
В 1805 году «Королевская аптека» перешла в руки семьи Зеецен. Два поколения этой семьи поддерживали реноме одной из старейших городских аптек, пока она не перешла к Карлу Шёнингу. Он был последним владельцем «Королевской аптеки», потому как уже её следующие владельцы, семья Лангер, переименовали её в «Жёлтую аптеку». Под этим именем аптека сменила ещё нескольких владельцев и даже местоположение, переехав в другой дом по улице Шкюню. Иоганн Пфайл дал аптеке название «Львиной» и заказал для оформления небольшой рельеф, так аптека, названная в честь шведского короля, получила его геральдическое животное в качестве эмблемы. Следующий владелец Густав Йохансон переместил «Львиную аптеку» на известное нам место.
Львиная аптека в начале ХХ века
На рубеже XIX и XX веков аптека принадлежала Августу Хольцмайеру, он отреставрировал, а со временем и расширил дом на улице Калькю, 20. Его современный вид создал архитектор В. Рейсслер в 1913 году. После первой мировой войны Хольцмайер покинул Ригу и обосновался в Елгаве, где тоже была «Львиная аптека», считавшаяся одной из самых красивых аптек Латвии. С 1931 по 1941 он был провизором елгавской аптеки, а рижская «Львиная аптека» перешла к Гарольду Редеру. Ему и его наследникам она принадлежала вплоть до 1930-х годов. Потом следовала целая череда смены владельцев, что, конечно же, не могло не сказаться на работе аптеки. В 1941 году её в конце концов закрыли, так, после почти 250-летней истории закрылась одна из самых старых городских аптек.
Рельеф с изображением льва
Символом аптеки стал небольшой рельеф с изображением льва. Шло время, аптеки уже давно не было и рижане забыли, по какому случаю на фасаде дома на Калькю, 20 появился этот лев. Кому-то даже показалось, что он мешает и портит фасад, рельеф переместили во двор, а оттуда его украли в 1984 году, в то время многие желали украсить свои дома настоящими историческими реликвиями. Быть может, старинный лев попал в неизвестное ему место и тоскует по той жизни, что была у него на оживлённой Калькю, но его теперешние владельцы вряд ли об этом знают.
Улица Калькю в советское время
В 1996 году родилась идея привести в порядок здание на Калькю и вновь открыть там аптеку. Нашлись меценаты и по старому рисунку восстановили изображение льва. Оно вновь заняло своё место над входом в аптеку, но, к сожалению, век её оказался недолгим. Теперь рынком заправляют сетевые аптеки и отдельному предприятию выжить непросто. Сегодня на её месте небольшой сувенирный магазинчик. Львиной аптеки в Риге больше нет.
Улица Калькю сегодня
Но изображение льва далеко не единственная деталь фасада на Калькю, 20. Если присмотреться, то на уровне третьего этажа, у второго окна слева на стене закреплена подкова. История этого украшения туманна и никто точно уже не помнит, когда же она там появилась. Но нам сегодня известна только часть этой легенды. По самой распространённой версии, это подкова лошади самого императора Петра Великого. Как известно, монарх обладал недюжей силой и, когда он ехал по Калькю, от копыта его лошади отвалилась, а пока живший неподалёку кузнец подковывал нерадивую клячу, Пётр метнул подкову через плечо, и она прилипла к свежеоштукатуреному фасаду здания.
Подкова на фасаде здания
Эта версия легенды родилась уже в советское время, когда с фасада здания исчезла другая, золотая, подкова. В своё время она была нарисована на стекле одного из окон дома, и о ней знал практически каждый рижанин. А легенда звучала по-другому: «Однажды по улице Калькю нёсся всадник. Он скакал так быстро, что одна из подков его лошади отскочила и выбила окно в одном из домов. Хозяин посчитал это счастливым знаком и решил укрепить подкову на счастье рядом с окном, а на новом стекле распорядился золотой краской нарисовать изображение подковы.
Рисунок из газеты «Слово». 1926 год
Ещё в начале ХХ века в газете «Слово» появилась публикация, посвящённая этому историческому курьёзу. Причём отмечалось, что ходят легенды, что всадником был некий гонец-казак со срочным поручением, а происходила история во времена Северной войны. «С другой стороны», отмечал журналист «Слова, «находятся учёные, утверждающие, что подобное событие имело место в Отечественную войну 1812 года». Как бы там ни было, но сегодня подкова на стене дома по Калькю, 20 прочно связана с именем Петра Первого и всем, кто собирается реставрировать или как-то использовать это здание Совет по памятникам неизменно напоминает, что Петровскую подкову необходимо оставить, а также восстановить изображение золотой подковы на соседнем окне.
Подкова и окно с изображением золотой подковы в 1926 году
Здание со львом и подковой всё ещё ждёт возрождения. Сегодня это не самое запущенное здание в городе, но хотелось бы, чтобы столь интересное строение наконец-то обрело новый смысл. В следующий раз, когда будете проходить мимо, обязательно посмотрите на Петровску подкову, она принесла счастье дому, как знать, может, поможет и вам.
Кирилл Соклаков
- Войдите на сайт для отправки комментариев