Когда в Ригу вернется Петр Великий?
ЧАС 22.02.2011
Игорь ВАТОЛИН
В продолжение цикла фильмов по истории латвийских русских, известный историк и публицист Игорь Гусев снял две серии фильма, посвященного Петровской эпохе на территории нашей страны. На премьерном показе, проходившем в Балтийской международной академии, у многих зрителей комок подкатывал к горлу, когда на видеоэкране под торжественную музыку едва ли не впервые показали кадры кинохроники по поводу открытия памятника Петру Великому в Риге при участии императора Николая Второго.

Игорь Гусев со своим новым фильмом. Фото автора
Фильм хотя в чем-то и повторяет недавно вышедшую книгу Игоря Гусева о пребывании Петра Первого в Риге, при этом является самостоятельным художественным произведением, патриотической кинопоэмой на русскую тему.
В фильме фигура первого российского императора предстает личностью яркой, самобытной, весьма неоднозначной. Которая и сегодня не оставляет равнодушными не только историков, но и политиков. Согласно версии автора Петр обрушил свою любовь на Россию, как ураган, вздыбил, переворотил все сверху донизу и погнал ее в науку, культуру - и если не к материальному богатству, то уж точно к геополитическому могуществу.
Подробно говорится об истоках «рижского комплекса» Петра: любви-ненависти к его первому западному городу, который будущий император впервые посетил в ходе Великого посольства весной 1697 года. Нелюбезный прием шведской администрации стал психологической причиной начала Северной войны за обладание балтийским побережьем.
Вот как Петр Первый описал начало обстрела осажденной Риги 10 ноября 1709 года в письме Меньшикову: «Сего дня о пятом часу по полуночи бомбардирование началось Риги и первые три бомбы своими руками в город отправлены, о чем зело благодарю Бога, что сему проклятому месту сподобил мне самому отмщения начало учинить».
Считается, что одно из тех ядер вмуровано в стену колонного зала Музея истории Риги. Рига капитулировала перед петровскими войсками 4 июля 1710 года.
Всего Петр посетил Ригу двенадцать раз. В 1723 году прошел слух, что царь опять приедет в Ригу. Начались приготовления к его торжественному приему. Но ждали напрасно, хотя и рассчитывали на следующий год. Через два года пришло известие, что царь скончался. Вот как описывал чувства рижан местный историк Меттих в 1910 году: «Печаль была общая и искренняя. И наш город чувствовал, что он много потерял со смертью Петра Великого. Хотя новые времена были тяжкие, и оригинальная натура царя иногда вызывала неудовольствие, однако все в городе были убеждены в том, что Петр не только благосклонно относился к своеобразию жителей, но и старался способствовать дальнейшему развитию найденной им здесь культуры. Лежащая в основе его характера доброта не могла остаться незамеченной бюргерами Риги и убедила их в том, что великий царь их не только понимает, но и любит».
Кульминация фильма - кадры открытия памятника Петру Великому в Риге 4 июля 1910 года из коллекции Латвийского музея кинофотофонодокументов, снятые двумя кинооператорами - рижским и прибывшим из Санкт-Петербурга. По всей видимости, это первая полная демонстрация уникального киноматериала. Царь Николай Второй едва различим среди великих князей и других разодетых сановников двора. В его хилой беспомощной фигурке ясно читается приговор империи, созданной Петром Великим.
Финал фильма не просто напоминает - ставит ребром вопрос: когда в рижский пейзаж вернется конная статуя Петра Первого, уже десять лет украшающая парковку у офиса фирмы мецената-восстановителя памятника Евгения Гомберга?
Первые зрители фильма назвали следующие места его вероятного размещения:
парк Праздника песни, заложенный Петром, где конную статую намеревался разместить латвийский диктатор Карлис Улманис;
«ленинский пятачок» на пересечении Бривибас и Элизабетес: Милда смотрит на запад, Петр на восток - липовая аллея до памятника Свободы вновь станет местом геополитических размышлений о судьбах Латвии;
в ансамбле с триумфальной аркой Александра Первого (сейчас садовая калитка парка Праздника песни) конный Петр мог бы украсить одну из современных или будущих рижских магистралей.
Посмотрим, как на призыв фильма откликнутся рижане и Рижская дума...