По следам рижских кинотеатров. Часть первая. Туманные картины и движущиеся фотографии

«Бессмертие становится возможным для всего самого великого и чудесного. Ведь если тут соединяется, зараз, фонограф и движущаяся фотография (да еще в красках), тогда ведь целые жизни, целые истории останутся целыми и живыми навеки веков, со всеми движениями души, со всем их мгновенным, со всем неуловимым (до сих пор), глядящим и изменяющимся зрачком, со всеми тонами сердца и голоса, со всеми бесчисленными событиями одной минуты, одного мгновения. Не вздумаешь, не расскажешь, не вообразишь всего того, что теперь становится возможно и останется на веки. Пожалуй, можно начать верить в бессмертие, по крайней мере пока земля будет стоять. Ах эти Люмьеры, ах эти Эдисоны». В.В.Стасов, 10 января 1897 года.

Волшебный фонарь
Одной из важных предпосылок изобретения кинематографа был волшебный фонарь (laterna magica) – прообраз современного проектора диапозитивов. Вначале устройство использовалось для развлечения публики. Проекцию картинок и фотоснимков на экране долгие годы называли «туманными картинами». Это был отголосок тех времен, когда луч волшебного фонаря направляли не на белое полотно, а в клубы дыма. У зрителей возникала иллюзия, что из тумана выплывают призраки. Публика трепетала, слабонервные дамы падали в обморок.

Со временем для волшебного фонаря было найдено более практичное применение. Он стал широко использоваться в учебных и культурно-просветительных целях. В конце 19-го века во многих городах Европы большим вниманием публики пользовались сеансы так называемой «Международной панорамы». Рассказы о далеких странах ученые – географы сопровождали показом туманных картин. В Риге сеансы «Международной панорамы» в разные годы проводились на ул. Ткацкой 1, ул. Грешной 8 и в других местах. Даже с приходом кинематографа этот вид познавательного развлечения еще долгие годы продолжал пользоваться успехом у публики. Так в 1907 году программа популярного рижского кинематографа «Монрепо» (угол нынешних ул. Меркеля и ул. Кр.Барона) включала не только фильмы, но и представления панорамы с интересными видами дальних стран. Количество диапозитивов, демонстрируемых на одном сеансе, достигало 50 штук.

Волшебные фонари были очень популярны. Для домашнего пользования их производила рижская игрушечная фабрика «Фиреке и Лейтке», расположенная на Митавском шоссе (ул. Виенибас Гатве) 9. Приобрести волшебный фонарь можно было в магазине игрушек в доме №11 на Театральной улице.

Реклама волшебных фонарей (1907 год)

Электротахископ.
Во второй половине 80-х годов позапрошлого века изобретатель из Германии Оттомар Аншютц сконструировал аппарат, названный им фототахископ или электротахископ. Крупные фотографии закреплялись на конструкции, подобной крыльям мельницы, которые приводилась в движение вращением ручки. Фотографии последовательно появлялись перед отверстием, размером со сцену кукольного театра и кратковременно освещались вспышкой гейслеровской трубки. Представления движущихся фотографий проходили в темном помещении и их могли наблюдать одновременно несколько зрителей.
 

 

Электротахископ Оттомара Аншютца

Весной 1890 года рижской публике довелось ознакомиться с этим «новым, очень интересным аппаратом», который «показывал искусственно оживленные фотографические картины в полном естественном движении»: прыгающих гимнастов, полет пушечного снаряда и прочее. Представления электротахископа проходили в доме №3 на Малой Яковлеской улице. Здание не сохранилось до наших дней. Его снесли в 1937 году вместе с другой исторической застройкой, когда расширяли Домскую  площадь.

Сведения о представлениях электротахископа не единственное свидетельство знакомства рижской публики с «живыми фотографиями». Приблизительно в те же годы в Ригу привезли другой аппарат. Очевидцы вспоминали: «Эти картины были совсем маленьких размеров, да и при этом мы должны были смотреть через глазок, а через минуту они исчезали. Тогда нам были показаны лошадь, которая перескакивает через преграду; рабочий, который берет понюшку табаку и чихает; пара марширующих солдат; посыльный, который толкает тележку и другие картины».

Движущиеся световые картины Деринга.
Своего апогея сеансы «живой фотографии» в Риге достигли осенью 1895 года, когда уже известный рижской публике по своим предыдущим представлениям в здании Немецкого ремесленного общества физик Пауль Деринг [P.W.Döring] демонстрировал в цирке А.Саламонского (нынешний Рижский цирк) «движущиеся световые картины». На этот раз, как отмечала пресса, картины были значительно улучшены и вызвали доселе невиданный интерес публики. Первый оптический вечер световых картин Деринга в Риге состоялся в воскресенье, 29-го октября.

 

Репертуар оптических представлений Деринга был внушителен, и состоял из 150 световых картин. Некоторые из них были «с движениями» и световыми эффектами, например, буря в открытом море сопровождалась дождем, градом и молнией. Во время представления бомбардировки крепости на экране вспыхивали огоньки, а за ним «звукооператоры» Деринга изо всей силы били в доски, барабаны и прочие предметы. Вскоре кинематограф взял на вооружение этот незамысловатый прием звукового сопровождения немых фильмов. Размер световых картин Деринга достигал 400 кв. футов, что соответствует экрану величиной 11х11 метров. Громадные изображения, чуть ли не на всю высоту цирка, восхищали публику, а сами картины поражали «тщательностью отделки». И не удивительно, ведь рижане до сих пор довольствовалась скромными сеансами «Международной панорамы» и туманными картинами, создаваемыми маломощными волшебными фонарями в небольших помещениях. Громадные движущиеся световые фотографии Деринга в то время считались одними из лучших оптических картин такого рода в России по своей отчётливости и тонкости художественного исполнения. За свой труд путешествующий физик снискал себе почет и уважение. Везде, куда бы он ни приехал, зрители встречали Деринга как артиста громом аплодисментов. 

Рисунок аппаратуры для демонстрации движущихся световых картин П.Деринга

Световые картины в большинстве своем были подобраны сериями. Они сопровождались «толковым и замечательно просто изложенным чтением» на русском и немецком языках, поясняющим содержание картин. Латышская пресса обратила внимание, что со стороны организаторов представления было бы вежливо давать пояснения также на латышском языке, поскольку многие зрители жаловались, что по языковой причине большая часть удовольствия от сеанса была потеряна.

Перед началом оптического представления и в антрактах играла музыка в исполнении оркестра бальной музыки под управлением капельмейстера Фишера. Некоторые картины, чтобы усилить эмоциональный эффект, также демонстрировались под аккомпанемент  оркестра.
В числе многочисленных световых картин, которыми любовались 29-го октября 1895 года посетители цирка Саламонского, были: «Путешествие по Северной Америке» (30 отдельных картин); «Празднества в Тулоне и Париже в честь русской эскадры, в октябре 1893 года» (в 10 оригинальных картинах парижской работы, с движениями, световыми эффектами и музыкой); «Эпизоды из Китайско-Японской войны» (15 картин с движениями); «Буря в открытом море» (с дождем, градом и молнией и т.п.); «Сон в зимнюю ночь» (фантастическая сцена с движениями и музыкой) и пр. Репертуар дополняли пейзажи разных стран, китайская игра цветов и юмористические картины.
Некоторые представления, касающиеся русско-японской войны, были чрезвычайно эффектны и полны жизни. В особенности зрителям понравились морские виды. С поразительной правдоподобностью была передана удаляющаяся гроза с редкими вспышками молний в картине «Сцена бури в открытом море». Если избежать некоторой торопливости в смене эффектов и ужасно грохочущих раскатов грома, которые следовало бы представить не в таком напористом духе, то эта картина, по мнению современников, производила потрясающее впечатление и могла бы быть причислена к настоящим шедеврам. Юмористические картины вызывали неудержимый смех в публике, а китайские тени (игра цветов) много слез, так как причиняли боль глазам.

Стоимость билетов на оптические вечера, или «соареи», как тогда говорили на французский манер, была от 20 копеек до 1 рубля 25 копеек. Билеты продавались в день представления с 10 утра в кассах цирка. Посмотреть световые картины Деринга в первый день удалось 1060 зрителям. Первое оптическое представление было настолько посещаемо, что часть публики была вынуждена уйти несолоно хлебавши из-за недостатка места в помещении цирка. 

Реклама художественного представления П.Деринга

Так как коллекция световых картин у Деринга была велика, меняя и комбинируя их, он сумел организовать в Риге несколько насыщенных и разнообразных сеансов. Второе оптическое представление Деринг устроил 31 октября, а третье – 2-го ноября. Поток зрителей не уменьшался. Благодаря огромному интересу и настойчивым просьбам публики физик устроил еще несколько оптических вечеров (5-го, 9-го и 11-го ноября), и всякий раз от зрителей не было отбоя. Так 9-го ноября представления Деринга в цирке Саламонского посетили 1200 человек, тогда как в городской театр пришли 625 зрителей. На представлении в Верманском парке в тот день побывали 202 человека, латышский театр отчитался о 200 посетителях, а популярный концертный зал Монополь (находился на месте бывшего кинотеатра «Спартак») удосужили своим вниманием 60 зрителей.

Завершив представления в Риге, П.Деринг продолжил гастроли по городам России, а Ригу со своими новыми оптическими картинами он посетил еще раз в 1898 году.
 
Некоторые исследователи прошлого пытаются присудить Риге если не саму пальму первенства знакомства с кинематографом, то существенную ее часть. Например, авторы некоторых энциклопедических изданий сообщают, что «первое знакомство с «живыми картинами» в Риге произошло уже в 1895 году, вскоре после киносеансов братьев Люмьер в Париже», «а, например, в Москве кино увидели лишь 6 мая 1896 года». Поэтому нельзя не отметить, что оптические представления П.Деринга, равно как и опыты его предшественников, не имели прямого отношения к событиям 1895 года во Франции, когда братья предприниматели Луи и Огюст Люмьеры запатентовали и продемонстрировали общественности новый аппарат для съемки и демонстрации фильмов – «синематограф». О том, как кинематограф пришел в Ригу, мы поговорим в следующий раз.
 

Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости сайта здесь .