Залу Вагнера 230 лет

В сентябре 2012 года рижскому городскому театру исполнится 230 лет. Немногие помнят, что это вовсе не здание Национальной оперы, а ныне неказистый трёхэтажный домик с мансардой на улице Рихарда Вагнера, 4. В этом здании 15 сентября 1782 года драмой Лессинга «Эмилия Галотти» началась история старейшего театра в Прибалтике.

Здание на ул. Вагнера 4. Рисунок 19 века

Расцвету культурной и театральной жизни Риги поспособствовал «лифляндский полукороль» барон Отто Герман фон Фитингхоф. Специально для выступлений рижской актёрской труппы он в 1768 году приказал построить первое деревянное здание театра на Парадной площади, теперь это площадь Екаба. До этого комедианты выступали в одном из городских амбаров.

 

Бюст Отто Германа фон Фитингхофа. 1791 год

 

К 1781 году старый деревянный театр пришёл в негодность и его разобрали. Фитингхоф решил строить новое, каменное здание. Место для него он выбрал рядом со своим домом, на Королевской улице (сегодня ул. Р. Вагнера, 4). Для возведения здания Фитингхоф выбрал талантливого рижского зодчего Кристофера Хаберланда, перед которым встала непростая задача: участок был достаточно узок – на нём уже были постройки, среди которых был и обширный амбар. Архитектор приспособил его под зрительный зал, а со стороны Королевской улицы спроектировал новое здание со вспомогательными и парадными помещениями.

План зрительного зала театра

 

Зрительный зал спроектировали трехуровневым: партер, балкон и галерея. Передние ряды партера были стоячими, здесь в основном собирались литераторы, театральные критики и публика попроще. За ними располагалось пять рядов партера с креслами. С двух сторон партер окружали ложи, остальные места находились на балконе и галерее, для почётных гостей места выделялись особо. На плане зрительного зала, можно насчитать всего 330 нумерованных мест, но были и ненумерованные.
Зал получился достаточно маленьким: 13,5 метров в ширину, 18 метров в длину и 8 метров в высоту. Галерея театра была настолько низкой, что среднего роста человеку приходилось сгибаться. Сцена тоже была несколько примитивной. Гримёрки актёров располагались над ней, и когда требовалось изобразить большую процессию, актёры проходили из гримёрок по сцене и снова поднимались наверх, встречая там конец процессии. Украшения зала были весьма скромными: выкрашенные в белый цвет стены и позолоченные орнаменты на потолке. Позднее появилась цветная обивка кресел: красная в партере и серо-зелёная на балконе.

 

Бальный зал общества «Муссе» на третьем этаже здания театра.

Здание не отвечало правилам пожарной безопасности, но за 81 год существования театра никаких пожаров не случалось. Единственный неприятный и даже анекдотичный случай произошёл в 1829 году. Часть помещений рижского театра тогда занимало общество «Муссе», первый клуб города. Прямиком над зрительным залом находился бальный зал общества, где отмечали различные торжества. В тот самый роковой день на сцене шла трогательная опера «Белая дама», а наверху в зале праздновали свадьбу. На его праздник пришло так много гостей, что во время представления раздался треск перекрытий, и с потолка в зрительном зале посыпалась штукатурка. Кто-то закричал: «Потолок рушится! Горим!», и началась паника. Публика спешно покидала здание, дамы падали в обморок или бились в истерике. К счастью, жертв в этот раз удалось избежать.

После такого события был установлен особый регламент. Отныне театрализованные представления проходили четыре раза в неделю, в остальное время разрешалось проводить торжества в зале наверху. Когда там проходил бал, то перекрытия нижнего зала подпирали специальными железными балками.

Труппа городского театра в 1844 году

Даже несмотря на то, что Рига, благодаря новому зданию театра, была крупным культурным центром Прибалтийского края, главную роль в расцвете театральной жизни всё же сыграло выгодное географическое положение города. При этом не следует забывать, что тогдашняя невероятно богатая столица Российской Империи, Санкт-Петербург, действовала на европейских музыкантов и артистов как магнит, а Рига неизменно лежала у них на пути. Ну, а поскольку здесь особая, очень благодарная и открытая публика, то, соответственно, здесь достаточно охотно останавливались и, конечно же, сообщали о своих выступлениях на западе. Так и случилось, что практически все известные артисты и музыканты по крайней мере один раз в своей жизни гастролировали в Риге. Здесь выступали такие европейские знаменитости, как Ференц Лист (1842) и Клара Вик-Шуман (1844), Антон Рубинштейн (1844) и Гектор Берлиоз (1847).

Знаменитые гостролёры рижского театра. Слева направо: Ференц Лист, Клара Вик-Шуман, Антон Рубинштейн, Гектор Берлиоз

 

Апогеем развития рижского театра можно по праву считать 1837 год, когда его возглавил поэт Карл фон Холтей, а у дирижёрского пульта стоял не кто иной как сам Рихард Вагнер. Влияние великого немецкого композитора на рижский театр и культурную жизнь города было велико, даже несмотря на то, что он проработал здесь только два года. Более того, рижский Городской театр оказал заметное влияние и на самого Вагнера, а через него и на всё дальнейшее развитие немецких театров. Композитора восхитили расположенные амфитеатром места для зрителей. Он также по достоинству отметил несколько утопленную в пол яму для оркестра и затемнённый во время представлений зрительный зал. Столь непривычное затемнение имело вполне разумное объяснение: расчётливые рижские купцы, управлявшие театром, пытались таким образом сэкономить на свечах. Кроме того, деревянный интерьер здания, побудивший композитора окрестить рижский театр «сараем», способствовал прекрасной акустике зала, что наверняка отметил тренированный слух капельмейстера. Как бы там ни было, но эти четыре принципа построения театра Вагнер взял с собой, спешно покидая Ригу. Позднее он воплотил их при строительстве своего знаменитого концертного зала в Байрейте.

.

 
Рихард Вагнер

 Ну а рижский театр постепенно стал ветшать. После смерти фон Фитингхофа, театр перешёл в собственность общества «Муссе». Это был клуб для богатых горожан, в манере английских клубов того времени, и служил «приятному время препровождению». Здесь представители высшего общества Риги встречались, общались, праздновали, читали книги, играли в карты и бильярд. Поскольку клуб делил здание с театром, расположение его помещений было не слишком удачным. Да и сам театр оставался недоволен таким соседством. К тому же многие зрители жаловались на узость помещений, тусклый свет и высокие ступеньки лестниц. В зрительном зале было холодно, а из подвала тянуло сыростью. Не удивительно, что при первой же возможности рижане поспешили возвести новый, более просторный театр – современное здание Национальной оперы.

Лестница, ведущая в бальный зал

 

Что же до старого здания на улице Кениню, 4, то в середине 1860-х годов общество «Муссе» наконец-то смогло его перестроить. Старый зрительный зал разделили на этажи и устроили там склад сельскохозяйственной техники. Позже здание много раз перестраивали. Появилась монументальная лестница с колоннадой, новые помещения для библиотеки и читальни, просторная столовая и другие помещения. Здесь вплоть до 1939 года был немецкий клуб.

 
Одно из помещений клуба «Муссе»

 

В 1946 году в здании разместилась Фундаментальная библиотека, в старом зрительном зале оборудовали книгохранилище, а в бывших клубных помещениях, как и прежде, находились читальни. В конце 1980-х годов дом на Кениню, 4 снова решили передать служителям искусства. Библиотека переехала, а в освободившихся помещениях расположились репетиционные залы танцевального коллектива «Дайле». В отреставрированном бальном зале устраивали концерты камерной музыки. Здание получило новое название: «Зал Вагнера».

 

Читальный зал фундаментальной библиотеки

 

Своё 230-летие зал Вагнера встречает в удручённом состоянии: сегодня здание закрыто. В 2007 году дом зарезервировали для грандиозного проекта. При содействии немецкого посольства здесь вновь должен был открыться театр – своеобразный дом немецкой культуры. Архитектурное бюро «Nams» разработало два варианта реконструкции здания с восстановлением исторического зрительного зала и без него. Увы, но из-за экономического кризиса проект положили на полку, и будущее здания первого рижского городского театра пока остаётся неопределённым.

Здание театра в наши дни

 

Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости сайта здесь: