"Петит"


 

Мы живём в удивительное время: на наших глазах из небытия, из запустенья возродилась самая красивая часть Риги – её старый город. Двадцатый век жестоко обошёлся с рижской «старушкой»: две войны и безразличие, а порой и их нездоровый интерес, власть предержащих основательно проредили застройку старого города, но с конца 1980-х годов жизнь старой Риги стала налаживаться: появился знаменитый «план регенерации Старой Риги» и былая красота стала возвращаться. Первой ласточкой возрождённой Риги стал дом предприятия «Laukceltnieks» – сегодняшняя резиденция издательского дома «Петит». Впервые, создавая что-то новое, рижские архитекторы решили обратиться к старому.

 

Здание издательского дома «Петит»

Это для своего времени новаторское здание расположилось на углу двух старинных улиц Кунгу и Пелду. Они, словно настоящие рижские патриции, прошли путь от простых трудяг с банальными именами до городской аристократии с настоящими дворянскими титулами. Кунгу, или Господская, изначально называлась Селёдочной «Heringstraße» и только со временем, когда здесь поселились настоящие господа, стала Господской «Herrenstraße». А вот Плавучая-Пелду, по-немецки «Schwimmstraße» ведёт в сторону реки, где раньше не только располагался порт, но и городские купальни, так что такое название, казалось бы, вполне оправдано. Однако когда-то она носила неприглядное название Свиной улицы, «Schweinestraße».
 

Угол улиц Кунгу и Пелду в ХХ веке

 
Несмотря на то, что обе улицы находились вблизи Ратушной площади и вполне могли считаться центром города, жилых домов тут было немного, всё больше склады и хозпостройки – настоящие окраины. Главной улицей этого района была Марсталю, там стояли самые красивые дома городских патрициев, гордо возвышалась Реформаторская церковь и кипела жизнь. Постепенно застраивалась и Кунгу, а вот Пелду взяла на себя роль амбарной улицы. Самое старое изображение местной застройки датировано 1824 годом. Это знаменитые фасадные рисунки. Сегодня благодаря им мы можем представить себе, как выглядела Рига более двух сот лет назад.
 

Застройка улицы Пелду в 1824 году

 
В те далёкие времена на месте теперешнего здания «Петита» находились четыре строения: небольшой трёхэтажный жилой дом, два классических амбара XVII века с островерхими фасадами и угловой домик с барочной крышей. В общем-то обычный уголок старого города того времени: жильё, маленькие мастерские, лавочки и склады для многочисленных товаров, транзитная продажа которых сделала город на Двине богатым. К середине XIX века этот мир стал меняться. Горожанам уже были не нужны старые склады, место для них нашлось за пределами городских валов, а старые амбары стали массово продавать и перестраивать. Вот и Амбары-близнецы на ул. Пелду купил торговец Вильгельм Веттерих.
 

Застройка улицы Пелду в 1880-х годах

 
Торговая фирма Веттериха продавала различные химикаты и краски. Он решил снести громоздкие амбары и построить на их месте современное здание. Проект постройки разработал архитектор Виктор де Грабе: получилось импозантное здание в стиле флорентийского палаццо: на первом этаже расположился просторный магазин, на втором поместилась контора, а выше – просторные склады. Чего здесь только не было: и краски, и различные соли, и бытовая химия. На полках с туалетным мылом соседствовали флаконы с тончайшими французскими ароматами, в воздухе витали запахи провансальской лаванды, итальянского лимона и персидской сирени. В больших ящиках хранились разнообразные губки, щётки, мазки и прочие банные принадлежности. Это был настоящий рай для всех любителей понежиться в ванной, а также маляров, художников и домохозяек.
 

Объявление фирмы «Веттерих» с изображением дома на Пелду, 13

 
Со временем склад фирмы переехал в другое место, т.к. хозяин дома решил перестроить верхние этажи, чтобы разместить там квартиры. Жилья в городе отчаянно не хватало: Рига росла, в город прибывали всё новые и новые работники, надеявшиеся сделать себе карьеру. К началу ХХ века число рижан перевалило за 300 000 и продолжало расти. Неудивительно, что под жилую застройку и квартиры отдавали любой доступный клочок земли. Участок внутри бульварного кольца был на вес золота. Так и на Пелду появились новые строения, выполненные по проектам архитекторов Пауля Мандельштама и Эрнеста Поле в стиле вертикального югендстиля.
 

Застройка улицы Пелду в 1913 году

 
В этих новых домах расположились квартиры, а первый этаж и подвал отвели под магазинчики и мастерские. Это было вполне в духе времени, ведь Старая Рига должна была стать новым центром города, разрабатывались планы по расширению улиц, сносу маленьких, неказистых зданий и «освобождению городских церквей из оков малоценной окружающей застройки». От разрушения Старую Ригу спасли консерватизм прибалтийских немцев и Первая мировая война. Благодаря консерваторам в старом городе сохранилось большинство исторических участков, ведь новые здания в Старой Риге разрешали строить только в пределах старых или, в крайнем случае, объединять несколько соседних земельных владения. Так, потихоньку, на смену готическим, классическим и барочным домам шли кокетливые творения югендстиля. Их нашествие кончилось в 1914 году.
 

Улица Кунгу в начале ХХ века

 
После ужаса Первой мировой войны Рига приходила в себя целых десять лет. Но уже к 1930-м годам наметилась новая тенденция: старый город снова стал тесен, неказист и под угрозой сноса. Правда, теперь лозунгом стал: «Латышам – латышскую Ригу», ведь двинская метрополия стала столицей независимой Латвии. На сей раз верные традициям прибалтийские немцы, которых в городе осталось очень мало, против уничтожения исторического наследия могли лишь тихо протестовать на страницах своих газет, публикуя фотографии приговорённых к сносу зданий. Разрушения это не останавливало. На месте амбаров, домов, магазинов и тихих переулков вырастали многоэтажные банки, магазины, кинотеатры, конторские дома и министерства, расширялись улицы и появлялись новые площади. В небытие уходили не просто дома, а целые кварталы Старого города. Тихие улочки Пелду и Кунгу эта вакханалия обошла стороной.
 

Рига в 1941 году

 
Зато на этом квартале по полной отыгралась Вторая мировая война. Первый удар в 1941 году приняли на себя Ратушная площадь и церковь Св. Петра. Час улиц Кунгу и Пелду настал два года спустя. Погибло практически всё, лишь в нескольких домах на Пелду устояла крыша, а от Кунгу остались только дом Менцендорфа, госпиталь Св. Георгия и старая почтовая контора. После 1945 года руины сгоревших зданий разобрали. Обнажились уродливые брандмауэры, а на месте, где ещё недавно вверх тянулись многочисленные фасады и в окнах горел электрический свет, теперь росла трава и возвышались кучи битого кирпича. В 1960-х годах эту часть Старого города заполнили угловатые строения – дети своего времени: здание бани «Варавиксне», неказистый клуб охотников и рыболовов и монстроподобное здание городской школы №3, перегородившее улицу Пелду.
 

Здание школы на улице Кунгу в 1960-е годы

 
Что ж поделать, такое было время. Хотя советские функционеры не придумали ничего нового, они, сами того не подозревая, воплощали в жизнь идеи, которые в своё время высказывали окрылённые новыми возможностями новаторы XIX века и вдохновлённые национальной идеей архитекторы ульманисовской Латвии. Благо Рига 60-х не ограничивалась Старым городом и архитекторам было где развернуться. А вот уже к 1980-м годам повеял новый ветер: все как-то вспомнили, что Старая Рига – это древний, в общем-то ещё неплохо сохранившийся, памятник истории и градостроительства и его надо сберечь. Сначала вернулась практика строить в пределах исторических земляных участков, потом памятники архитектуры постепенно начали освобождать от необустроенного жилья, реставрировать и размещать там учреждения, которым вменялось в обязанность заботиться о сохранности культурно-исторического наследия.
 

Улица Кунгу в 1960-е годы

 
Вот таким образом планировалось спасти и дом Менцендорфа, который каким-то чудом уцелел на углу Грециниеку и Кунгу. Здесь решили разместить технический центр предприятия «Лауку целтниекс». Но, когда здание освободили и стали исследовать, там обнаружили хорошо сохранившиеся росписи стен, Совет по памятникам потребовал их восстановить и «Лауку целтниекс» отказался от этой затеи. Время покажет, что так оно и лучше, ведь теперь в доме Менцендорфа разместился замечательный музей рижского быта, где можно увидеть те самые фрески бережно восстановленные польскими реставраторами. Руководство технического центра решило строить своё здание рядом, на углу Пелду и Кунгу.
 

Угол Кунгу и Пелду до начала строительства

 
Но каким должно было стать это новое здание? Строить чуждые старому городу здания наподобие творений 60-х годов строить было уже нельзя и тогда архитекторы решили обратиться к истории местной застройки и на сцене вновь появились те самые фасадные рисунки 1824 года. П.Бирулис и Я. Скалбергс разработали проект, скопировав очертания старой застройки. Вышло очень интересное здание: на первый взгляд кажется, что перед нами не одно современное здание, а несколько старинных, отреставрированных в одном стиле. Например, со стороны улицы Пелду появились два остроконечных фасада, повторяющие очертания старых амбаров XVII века, которые стояли здесь в 1824 году.
 

Технический центр «Лауку целтниекс»

 
От углового здания новому дому достались высота фасада в три этажа и его членение в три окна, а вот угол технического центра теперь венчала башенка – характерный элемент рижской архитектуры рубежа XIX и XX века. В башенке разместились часы. Фасад здания разнообразили различные орнаменты, наличники и даже выполненные в средневековой манере скульптуры-барельефы строителей. Это такой намёк на хозяина здания. Авторы проекта продумали и другие детали фасада: розетки, карнизы, решётки балконов и даже рисунок ворот во двор дома. Так в архитектуру нового здания вплелись контуры исторической застройки, традиционные и современные элементы городской архитектуры. Материалы для строительства, тоже в общем-то по рижской традиции, доставляли со всех уголков Прибалтики: черепицу из Литвы, чугунные решётки из города Ливаны, профильные кирпичи для отделки окон из Лоде, окна – из Финляндии, а отделочный мрамор из Карелии.
 

Рельеф на здании «Лауку целтниекс»

 
Внутренняя планировка здания была достаточно простой: вестибюль, лестница, коридоры и кабинеты, как раз то, что и было нужно заказчику. Изначально это должно было стать чем-то вроде творческого центра с лабораториями, но за время строительства «Лауку целтниекс» решил разместить здесь свою контору и поэтому внутреннее пространство перепланировали. Здание было оборудовано удобной встроенной мебелью. Её и все внутренние двери выполнили в Сигулде, а вот оконные рамы и внешние двери – в Елгаве. В окна вестибюля вставили красочные витражи – также с изображением строителей.
 

В

Витражи в здании на Пелду, 15

 
Здание вышло на славу! Оно прекрасно вписалось в окружающую застройку как эдакое звено между современной архитектурой зданий советского периода и ещё сохранившейся исторической застройкой улицы Пелду. Увы, но этот удачный пример новой застройки Старого города так и остался единичным примером. Постмодернизм как-то не прижился в Риге и сейчас зачастую принимает гротескные формы от детальной реконструкции исторического здания, как, например, Дом Черноголовых, до вольной интерпретации с сохранением объёмов, как в случае с домом Камарина. В этих творениях уже не чувствуется уважения к истории и индивидуальности, как в здании на Пелду, 15.
 

Проект здания «Лауку целтниекс» 1984 год

 
Сегодня в стенах «Лауку целтниекса» расположился издательский дом «Петит», здесь печатаются замечательные русские газеты, на страницах которых запечатлена городская летопись. Здорово, что создаются они в здании, вобравшем в себя всё лучшее: рижские традиции, вольный дух своего времени и творческую работу талантливых латышских архитекторов. Будем надеяться, что этот опыт ещё послужит тем, кто будет восстанавливать утраченные уголки Старой Риги в будущем.
 
Кирилл Соклаков

  Если Вам понравилась статья, можете подписаться на новости:

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *