Героическая оборона Риги

Статья из газеты «Советская латвия», 25 августа 1967 года о защите красными латышскими стрелками Риги в августе 1917 года от немцев.
 
Автор: Я.Кайминьш.
 
 
Рабочая демонстрация 1-го мая 1917 года в Риге

 

Развитие революции после свержения царского самодержавия в феврале 1917 года все больше приближало победу народных масс над буржуазией и помещиками. Рабочий класс, трудящиеся, крестьяне и солдаты сплачивались вокруг революционной программы партии большевиков, разработанной В.И.Лениным.

Процесс революционирования масс, проходивший во всей стране, дал глубокие корни в Латвии. Здесь влияние большевиков особенно быстро распространилось в армии. Об этом свидетельствовал рост военной организации Социал-демократии Латвии. С марта до середины августа ее ряды увеличились почти в 10 раз. Большевики вели за собой подавляющее число XII армии, расположенной на территории Латвии. Революционные части армии объединились в левый блок, в который вошли 30 полков – все девять полков латышских стрелков, часть сибирских и других.
 
ЦК СД Латвии установил самую тесную связь с революционными частями, руководил левым блоком и твердо опирался на его боевую силу в борьбе против контрреволюции. Позиции большевиков в Латвии и в XII армии в августе 1917 года были сильны, как никогда.
Шестой съезд РСДРП (б) показал, что большевики имели мощные опорные пункты в важнейших районах страны – в Петрограде, Москве, на Урале, в Донбассе, на Украине и в Прибалтике, а также в ближайших к столице армиях Северного и Западного фронтов и в Балтийском флоте. Съезд нацелил партию, рабочий класс и всех трудящихся на вооруженное восстание против буржуазного Временного правительства, за установление власти Советов.
В назревающей решительной схватке XII армия и все революционные силы Латвии имели очень большое значение. XII армия находилась близко от Петрограда. Созданный в ней революционный союз латышских и русских солдат под руководством большевиков представлял могучий ударный кулак, готовый оказать решающую помощь пролетариату столицы.
 
Буржуазно-помещичья контрреволюция собирала силы для окончательного разгрома революции вынашивала планы утверждения у власти самой черной, самой оголтелой реакции. В лице генерала Корнилова она готовилась установить в России военную диктатуру. Но контрреволюция не располагала достаточными силами внутри страны, готова была продать родину империалистам Запада, чтобы задушить революцию с помощью иностранных штыков.
Ленин указывал, что план действий Корнилова заключается в том, чтобы сдать Ригу, а затем и Петроград немецким войскам, открыть им фронт, уничтожить в боях большевистские полки, начать мятеж, повести на столицу войска с «дикой дивизией» во главе и т.д. – все это для того, чтобы захватить власть и передать ее в руки буржуазии и помещиков, потопить революцию в крови рабочих и крестьян.
 
Германская ставка знала замысел Корнилова. Знали его также английские и французские империалисты, которые по секретному сговору с Германией рьяно толкали последних в наступление против революционной России. Немецкое командование сконцентрировало на 18-километровом участке Икшкиле десять дивизий с мощной артиллерией. Эти силы предназначались для прорыва фронта и нанесения массированного удара с обходом Риги и окружения XII армии.
Корниловские генералы, сидевшие в штабах XII армии и Северного фронта, сознательно ослабляли Рижский фронт. В направлении главного удара немцев они поставили латышские стрелковые большевистские полки, рассчитывая на их разгром и поражение. Предательство верховного командования подтверждает и то, что, имея точные сведения о подготовке немецкого наступления, оно ничего не предприняло для обороны Риги.
Все, что было осуществлено в деле защиты Риги, сделали организации СД Латвии, Исколатстрел и комитеты революционных полков. Партия призывала солдат геройски защищать свои позиции. «Ни шагу назад!» –  писала «Окопная правда». «Мы уверены, что наша XII армия окажется на блестящей высоте, обороняя свои позиции и город Ригу. Ни один солдат под натиском хотя бы превосходящего противника не дрогнет на своем посту. Ни один полк не отступит без приказания… Нужно спасать революцию, нужно предотвратить разгром революционных сил извне и изнутри. Нужно сплотиться вокруг революционных организаций, вокруг революционной партии пролетариата».
 
Исколатстрел разработал подробные меры по усилению обороноспособности латышских стрелковых полков. В каждую бригаду были назначены пять членов Исколатстрела, которым поручалось разъяснять стрелкам серьезность положения и обеспечить их боеспособность.
ЦК СД Латвии считал, что Ригу можно отстоять, если Искосол и Исколатстрел возьмут в свои руки командование армией. С таким предложением ЦК СД Латвии обратился к Искосолу. Однако его реформистская верхушка отказалась от такого предложения. Руководство армией в критический момент осталось в руках контрреволюционеров, которые содействовали немецкому наступлению.
19 августа (1 сентября) германская артиллерия разрушила позиции в районе Икшкиле. Пехота переправилась на правый берег Даугавы. Немецкие дивизии развивали наступление на Инчукалнс и Юглу. Начальник штаба 43-го корпуса признал, что прорыв в районе Икшкиле мог быть ликвидирован и немцев можно было сбросить в Даугаву, если бы командование собрало имеющиеся на этом участке силы для нанесения решительного контрудара. Но этого сделано не было.
 
Участники боев и военные исследователи считали, что главными причинами неудач были отсутствие планомерного руководства и фронтовыми частями, неспособность и нежелание верховного командования организовать войска и руководить ими, отсутствие резервов и артиллерийской поддержки при обороне.
Дезорганизация аппарата управления армии началась в штабе армии, который бежал из Риги в Валку, оставив войска без руководства до 25 августа (7 сентября). Хаос распространяли штабы корпусов и дивизий, где сидели корниловцы.
Отпор врагу возглавили большевики. Военная организация СД Латвии, Исколатстрел, комитеты революционных полков, отдельные командиры и солдатские массы мужественно сражались против наступающих немецких войск, имевших огромное превосходство в живой силе и технике.
В дни, когда решалась судьба всей XII армии, 20 и 21 августа (2-3 сентября), решительный отпор врагу оказывали латышские стрелковые части: 1-я бригада остановила быстрое продвижение противника на Инчукалнс, пытавшегося перерезать Псковское шоссе, а 2-я бригада на рубеже реки Малая Югла задержала немецкое наступление на Ригу. Стрелки понимали ответственность своей задачи в защите революции и обороняли свои позиции до последней возможности.
 
Самый ответственный участок обороны на реке Малая Югла занимал 5-й Земгальский латышский стрелковый полк под командой И.Вациетиса. Положение полка было отчаянное: не было резервов, полк имел только одно тяжелое орудие и две легкие батареи с небольшим запасом снарядов. Но ради спасения революционной армии стрелки и командиры решили пожертвовать собой. 1600 стрелков и командиров 5-го полка мужественно отражали натиск целой немецкой гвардейской дивизии, поддержанной сотнями орудий различных калибров.
«Неприятельские цепи одна за другой шли на нас, – писал участник этого боя. – В ход были пущены пулеметы ручные гранаты, приклады, котелки, камни, кулаки. Стрелки бросались на немцев и штыками отбрасывали их далеко от наших окопов». В боях на Малой Югле, исключительных по трудностям и ожесточенности, «все бойцы и офицеры 5-го полка, – отмечал И.Вациетис, – держали себя выше всякой похвалы… Они сражались, как львы. Немцам были нанесены колоссальные потери и их прорыв был сокрушен».
Латышские стрелки, несмотря на огромные потери, выстояли. Плечом к плечу с ними сражались и русские полки XII армии. Продвижение немецких войск на Ригу было задержано на два дня. Дивизии противника были так ослаблены, что не могли продолжать наступление в глубь Видземе. Они были остановлены на линии Сигулда-Лигатне-Скулте.
 
Упорное сопротивление латышских стрелков и других полков спасло армию от разгрома и уничтожения. Мужество революционных солдат сорвало планы контрреволюционеров. «Для каждого из нас, находившегося под Ригой, было ясно, – писала «Окопная правда», – что мы можем этот адский план сорвать только своим стойким сопротивлением, отдав свою жизнь. Мы так и сделали». Революция уже воспитала в армии новую сознательную дисциплину. Солдаты сражались, как герои, и отходили организованно без паники. Они сохранили революционные силы армии для дальнейших боев за Советскую власть. Так красные латышские полки совершили подвиг во имя победы социалистической революции.
В эти дни большевистские организации и руководимые ими Советы и комитеты укрепили свое влияние в массах. Большевистская печать развернула широкую разъяснительную работу, опровергала гнусную клевету, распространяемую контрреволюционерами, обвинявшими в сдаче Риги партию большевиков и солдат.
Большевистская фракция ЦИК Советов 24 августа (6 сентября) 1917 года выступила с декларацией о прорыве Рижского фронта. В ней подчеркивалось, что причиной катастрофы на фронте является антинародная политика Временного правительства, служащая интересам капиталистов и помещиков России и империалистов Антанты.
 
Партия призывала всех трудящихся и солдат бороться за власть Советов, политика которых будет служить интересам трудящихся, а не буржуазии. Рабочие и солдатские массы решительно поддержали партию большевиков и, взяв в руки оружие, разгромили заговор Корнилова, пресекли попытку мятежников установить военную диктатуру. Создались благоприятные условия для вооруженного свержения Временного правительства и установления власти Советов.

Подписаться на новости сайта можете здесь: